10 ноября - Святителя Димитрия Ростовского

10 ноября - Святителя Димитрия Ростовского 10.11.2020

Святитель Димитрий, в миру Даниил, родился в декабре 1651 года, в местечке Макарове, находящемся в сорока верстах от города Киева. Отец его, Савва Григорьевич Туптало, из простых казаков дослужился до звания сотника и остаток дней своих посвятил на служение Церкви, приняв на себя обязанности ктитора Кирилловской обители. И он, и супруга его Мария Михайловна были благочестивые люди и проводили добрую христианскую жизнь.

Начальное образование Даниил получил дома. Родители обучили его читать, и когда исполнилось Даниилу 11 лет, отправили его в Киевское Братское училище. Благодаря отличным способностям и пламенному усердию в занятиях, Даниил скоро стал преуспевать в науках и превзошел всех своих сверстников. 

С отроческих лет питая склонность к жизни иноческой, Даниил, вскоре по выходе из училища, оставил мир сей со всеми его благами. Испросив благословения своих родителей, он, на восемнадцатом году своей жизни поселился в Кирилловском монастыре. Игумен монастыря Мелетий давно уже знал Даниила, так как раньше был ректором Киевского училища. 9 июля 1668 года он совершил пострижение Даниила в иночество и нарек его Димитрием. 

Так подвизался Димитрий до 1675 года. В это время в Густынском монастыре находился Черниговский архиепископ Лазарь. Здесь ему был представлен Димитрий для посвящения в иеромонаха, которое и было совершено 23 мая в день Сошествия Святого Духа.

В феврале 1679 года Димитрий прибыл в Батурин и поселился в Николаевском Крупицком монастыре.

В 1681 г., скончался игумен Максаковскаго Преображенского монастыря. Братия обратились также к Димитрию, прося его быть у них игуменом. По своему уединенному местоположению, Максаковская обитель как нельзя более соответствовала строгой иноческой жизни Димитрия. По сему, с согласия гетмана, он принял предложения Максаковских иноков и отправился с гетманским письмом в Чернигов к архиепископу Лазарю (Барановичу) за указом. Архиепископ принял Димитрия весьма милостиво.

1 марта 1682 года он был назначен в Николаевский Батуринский монастырь. На другой год своего игуменства 26 октября 1683 года, он сложил с себя управление обителью, оставшись в ней простым иноком. 

В 1684 году архимандритом Киево-Печерской Лавры был назначен Варлаам. От своих предшественников − Петра Могилы и Иннокентия (Гизеля) он вместе со званием архимандрита наследовал мысль о великом труде составления Житий Святых. Этот труд был тем более необходим, что вследствие татарских набегов, литовских и польских разорений, Церковь лишилась многих драгоценных духовных книг и жизнеописаний святых. Отыскивая человека, способного для сего важного и великого труда, Варлаам остановил свое внимание на святом Димитрии, который уже прославился своею ревностью к душеспасительным трудам.

Выбор его был одобрен единодушным согласием прочих отцов и братии Лавры. Тогда Варлаам обратился к Димитрию с просьбою переселиться в Киевскую Лавру и принять на себя труд исправления и составления Житий Святых. 

Прошло  два года с того времени, как святой Димитрий сложил с себя игуменство и в уединенной келье совершал свой великий труд. Случилось ему быть вместе с архимандритом Варлаамом в Батурине. С радостью встретили его гетман и новый митрополит Гедеон и стали убеждать снова принять на себя управление Николаевскою обителью. Долго Димитрий отказывался от сего, но, наконец, должен был уступить усердным просьбам и 9 февраля 1686 года переселился в Батурин.

Но, оставив Киевскую лавру, святой Димитрий не оставил своего дела. С тем же усердием, как и в Лавре, он продолжал составлять Жития Святых, и здесь окончил первую четверть Миней-Четьих, заключающую в себе три месяца − сентябрь, октябрь и ноябрь. Труд свой святой Димитрий представил архимандриту Варлааму. Прочитав и рассмотрев рукопись вместе с соборными старцами и другими благоразумными мужами, Варлаам решил приступить к печатанию Житий Святых. Святой Димитрий прибыл из Батурина в Лавру, и под его личным наблюдением в 1689 г. была напечатана первая книга Миней-Четьих.

Вскоре после сего святому Димитрию представился случай быть в Москве. Князь Голицын отправил в Москву гетмана Мазепу с донесением об окончании похода в Крым. Вместе с гетманом были отправлены для объяснения с патриархом по некоторым церковным вопросам святой Димитрий и Иннокентий, игумен Кириллова монастыря. Это было 21 июля 1689 г. По прибытии в Москву, они были представлены царю Иоанну Алексеевичу и царевне Софии. В тот же день святой Димитрий представился патриарху Иоакиму. Спустя месяц после своего приезда, святой Димитрий вместе с гетманом были в Троице-Сергиевой Лавре. Здесь тогда жил царь Петр Алексеевич, скрывавшийся от покушений, царицы Софии. Он милостиво принял Димитрия. В Лавре же Димитрий имел случай видеть патриарха. «Мы посещали его часто», − говорит сам святой. «Он благословил мне грешному продолжать писанием Жития Святых и дал на благословение мне образ Пресвятая Богородицы в окладе». Возвратившись в свой монастырь, святой Димитрий с большею ревностью стал трудиться над составлением Житий Святых. Чтобы удобнее заниматься своим богоугодным делом, он оставил свои настоятельские покои и устроил себе в уединенном месте близ церкви святого Николая Крупицкаго особенную келию, которую в своих записках называет «скитом». В то время как святой Димитрий трудился над второю книгою Миней-Четьих, новый московский патриарх Адриан прислал ему похвальную грамоту. Грамоту сию привез Варлаам, возведенный и посвященный в Москве (31 августа 1690 г.) в сан митрополита Киевского.

Теперь святой Димитрий решился посвятить себя исключительно Четьим-Минеям. «Февраль 14-го (1692 г.), − повествует он сам − в первую неделю поста, пред обеднею, оставил я и сдал игуменство мое в Батуринском монастыре, для спокойнейшего моего пребывания и писания Житий Святых». Живя в уединенной своей келии, он составил вторую книгу, заключающую в себе следующие три месяца − декабрь, январь, и февраль, и 9 мая 1693 года сам привез ее в Киево-Печерскую типографию.

Но как ни стремился трудолюбивый инок к тихой и уединенной жизни, люди, ценившие его высокие душевные качества, не давали ему покоя. Так, пока святой Димитрий наблюдал за печатанием своего труда, новый архиепископ Черниговский, святой Феодосий Углицкий, убедил его принять на себя управление Петро-Павловской обителью, в 27 верстах от города Глухова. Во время пребывания его в сем монастыре, в январе 1695 года, окончено было печатание второй четверти Четьих-Миней. И за эту книгу патриарх Адриан удостоил Димитрия таких же похвал, как и за первую, прислав ему другую одобрительную грамоту. Это побудило Димитрия усердно продолжать свой труд, и он начал готовить третью книгу, заключающую в себе месяцы − март, апрель и май.

В начале 1697 года святой Димитрий был назначен настоятелем Киевского Кириллова монастыря, а через пять месяцев после сего, 20 июня, его посвятили в архимандрита Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Так исполнилось, наконец, благожелание Лазаря Барановича: Димитрий получил митру. Но, возведенный в сан архимандрита, святой Димитрий памятуя слова Писания: «ему же дано будет много, много и взыщется от него» (Лк. 12,48), предался своим трудам и подвигам еще с большим рвением и усердием. Не оставляя занятий Житиями Святых, он не забывал и монастырского благоустроения и всюду помогал советом и разсуждением, словом и делом. Прошло еще два года, и святой Димитрий был переведен в Спасский Новгород-Северский монастырь. Это был последний монастырь, коим он управлял. Здесь он окончил третью четверть Миней-Четьих, которая и была напечатана в январе 1700 года. После сего архимандрит лавры Иоасаф Кроковский с братиею, в знак особенного уважения к составителю Житий Святых, прислал ему в дар икону Пресвятой Богородицы, пожалованную царей Алексеем Михайловичем Киевскому митрополиту Петру Могиле, во время венчания своего на царство.

В том же 1700 году император Петр Великий в заботах об отдаленных областях своих обширных владений поручил Киевскому, митрополиту Варлааму «поискать из архимандритов или игуменов, или других иноков, добраго, и ученаго, и благонепорочнаго жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божьею милостию проповедовать в Китае и в Сибири, в слепоте идолослужения к других невежествиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истиннаго Живаго Бога». Варлааму никто в этом отношении не был столько известен, Вскоре − 23-го марта − святой Димитрий был рукоположен в митрополита Сибирскаго и Тобольскаго, затем 4-го января 1702 года был назначен митрополитом Ростовским. В Ростов святой Димитрий прибыл 1-го марта, во вторую неделю Великого поста. Вступив в город, он прежде всего, посетил Спасо-Яковлевскую обитель. Войдя в собор Зачатия Божией Матери, где почивают мощи святителя Иакова Ростовского, новый архипастырь совершил обычное моление и в то же самое время, узнав по особенному откровению свыше, что в Ростове суждено ему окончить свою многотрудную и многоплодную жизнь, назначил для себя могилу в правом углу собора и сказал окружающим: «Се покой мой: здесь вселюся во век века». Совершив после сего в Успенском кафедральном соборе Божественную литургию, святитель произнес новой своей пастве красноречивое и трогательное слово, где изложил взаимные обязанности пастыря и паствы. «Да не смущается, − говорил святитель, − сердце ваше о моем к вам пришествии: дверьми бо внидох, а не прилазяй инуде, не исках, но поискан есмь, и не ведах вас, ниже вы мене ведаете, судьбы же Господни бездна многа; тыя мя послаша к вам, аз же приидох, не да послужите ми, но да послужу вам, по словеси Господню: хотяй бытии в вас первый, да будет всем слуга». Вступив в управление Ростовскою митрополиею, святитель Димитрий нашел в ней великие нестроения. С ревностию Илии он предался неусыпным заботам о благоустроении церковном и спасении душ человеческих. Как истинный пастырь, следуя словам Евангелия: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят наша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5.16), святитель сам во всем являлся образцом благочестия.

Как, однако, ни был обременен святитель многочисленными заботами и делами, он и в новом своем служении не оставлял своего труда над Житиями Святых. Прошло почти три года, как прибыл святой Димитрий в Ростов, и в летопись Ростовских архиереев, находящуюся при соборе Ростовском, внесена была следующая запись об окончании этого великого труда святителем Димитрием: «В лето от воплощения Бога Слова 1705-е, месяца февруария, в 9-й день, на память святого мученика Никифора, сказуемого победоносца, в отдание праздника Сретения Господня, изрекшу святому Симеону Богоприимцу свое моление: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, в день страданий Господних пятничный, в оньже на Кресте рече Христос: совершишася, пред субботою поминовения усопших и пред неделею Страшного Суда, помощию Божиею и Пречистыя Богоматере, и всех святых молитвами, месяц август написася. Аминь».

В сентябре того же года эта последняя книга, заключающая в себе месяцы июнь, июль и август, была отпечатана в Киево-Печерской Лавре. Так закончено было великое дело составления Миней-Четьих, потребовавшее от святителя более чем двадцатилетних напряженных трудов.

Памятуя непрестанно слова Спасителя: всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется (Лк. 18, 14), святой Димитрий во всю свою жизнь отличался великим смирением. Достигнув высшего сана святительского, святой Димитрий сохранил то же смирение, к высшим был почтителен, к равным благосклонен, к подчиненным милостив, к несчастным сострадателен.

Святитель Димитрий скончался пятидесяти осьми лет от роду, на 28 октября 1709 года, чрез день после своего тезоименитства. За несколько дней до кончины, донесли ему о скором прибытии в Ростов царицы Параскевы Феодоровны для поклонения чудотворной иконе Богородицы Толгской, которую положено было на этот раз, по причине осенней непогоды, затруднившей путешествие царицы в Ярославль, перенести отсюда в Ростов. Святитель, услышав сие, призвал своего казначея иеромонаха Филарета и пророчески объявил ему о близости своей кончины: «Се грядут в Ростов две царицы: Царица Небесная и царица земная; токмо я уже видеть их не сподоблюся, а надлежит к принятию оных готовым быть тебе казначею».

Честное тело почившего святителя было облечено в архиерейские одежды, им самим приготовленные и в тот же день перенесено в домовую церковь. Немедленно весть о преставлении святителя разнеслась по всему Ростову. В тот же день прибыла в Ростов царица Параскева Феодоровна с дочерьми своими, царевнами Екатериною; Параскевою и Анною (будущею царицею) Иоанновнами. 30 октября, по повелению царицы, тело святителя перенесено было в собор с подобающею честию. Царица вторично отслушала панихиду, в последний раз простилась с угодником Божиим и отправилась в Москву.

В назначенный для погребения день, 25 ноября, митрополит Стефан, совершил литургию и погребение, при котором произнес слово, часто восклицая: «свят Димитрий, свят!» Вслед за сим, в сопровождении плачущего народа, тело святого Димитрия перенесено в Яковлевский монастырь, и в Зачатьевском соборе предано земле.

 22 апреля 1757 г. свт. Димитрий причислен к лику святых.


Возврат к списку