Зосимо-Ворбозомская пустынь

Л. Бурова
Зосима Ворбозомский чудотворец

Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь

   

    Ворбозомское озеро, удивительное по своей красоте, расположено на территории бывшего Кукшевского сельсовета (Гулинское сельское поселение). «Новгородский сборник» за 1865 год сообщал, что озеро «...простирается до 7 верст длины, а в поперечнике от 2 до 4 верст, глубина до 3 сажень, вода пресная, рыбой обильно;... в нем находятся мели, то есть, большие груды камней, числом до 10, эти груды камней в здешней местности называют печками. На озере кроме печек находится 14 малых островов». На одном из этих островов, называемом Красным, и располагался когда-то Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь. Тихий, уединенный островок как нельзя лучше соответствовал внутренним устремлениям людей, жаждущих высоких иноческих подвигов. Монастырь получил имя белозерского святого Зосимы, но, по церковному преданию, не он являлся основателем монастыря. «Точно известно, что в 1501 году монастырь уже существовал, а управлял им строитель Иона, – пишет Константин Козлов (светлая память) в своей книге «Ожерелье Белого озера», рукопись которой хранится в фондах нашего музея. – ... предание называет основателем обители преподобного Корнилия Комельского, постриженика Кирилло-Белозерского монастыря. Постриг преподобный Корнилий принял в 1467 году, но вскоре покинул Кириллову обитель. Житие преподобного Корнилия сообщает, что после этого он долго скитался по Руси, переходя из монастыря в монастырь, «научаясь монашескому деланию». Это было в порядке вещей в то время – вспомним хотя бы преподобного Нила Сорского. Очевидно, также как и преподобный Нил, преподобный Корнилий после длительных странствий возвратился к месту своего пострига, к началу иноческого пути и здесь, поблизости от Кириллова монастыря... основал «пустыньку», скит. Предание относит это событие к девяностым годам 15 века. И уже, вероятно, отсюда, вскорости преподобный Корнилий отходит в Вологодские земли (Белозерье в то время считалось землей Новгородской), где основывает свой знаменитый Комельский монастырь». Строитель Иона, управлявший монастырем в начале 16 века, был преемником преподобного Корнилия Комельского. Окончательное же устроение обитель получила при Зосиме Ворбозомском. Неизвестный любитель старины, собиравший в 18 веке сведения о святых белозерского края, о преподобном Зосиме заметил: «о рождении и воспитании, тоже о пострижении не обретох писанием». Мало что известно об этом святом и сейчас, скорее всего, подвиги и жизнь преподобного никогда не были описаны. Иноческое воспитание он получил у преподобного Корнилия, затем оставил его обитель и по любви к уединению поселился в Ворбозомской пустыни. Произошло это не ранее 1537 года. Здесь преподобный Зосима построил деревянную церковь во имя Благовещения Божией Матери, благословение на освящение которой получил от ростовского архиепископа, в чьем ведении находился белозерский край. По образцу Корнилиева монастыря в возникшей иноческой обители был введен строгий общежительный устав. «Монастырь никогда многолюдным не был, – пишет К. Козлов, – практически всегда, на всем протяжении его существования, число братии в нем составляло восемь человек, и это не было случайным, очевидно, таков был завет преподобного. В Нило-Сорской пустыни, например, по завету преподобного Нила число братии долгое время также сохранялось неизменным – двенадцать – апостольское число. Восемь – также цифра не случайная: восемь – число Богородицы, восьмиконечная звезда – Ее символ. А Ворбозомский монастырь посвящен ведь Благовещению – одному из самых великих Богородичных праздников!» После многих иноческих подвигов преподобный Зосима мирно почил в 1550 году и был погребен учениками в созданной им обители. Местное почитание преподобного началось сразу по его кончине. Память Зосимы Ворбозомского празднуется 20 ноября. Высокоподвижническая жизнь преподобного сделала его пустынную обитель известной. Монастырь не был обойден милостями царствующих особ, включая даже Лжедмитрия и Василий Шуйского. Сохранились многие жалованные грамоты монастырю – на земли, озеро, денежную ругу (содержание), привилегии и льготы. Одной из главных вотчин монастыря стала деревня Фетиньино на южном берегу озера. Поступали в монастырь и пожертвования от частных лиц. Так, чиновник Мясоед Константин Вислой, погибший вместе со своей женой от опричников, значительную часть своих средств передал для устроения монастыря, белозерец Карп Ефрутин пожаловал пожню по реке Шексне. В Смутное время, в 1612 году, обитель, лишенная какой бы то ни было защиты, была захвачена отрядом поляко-литовцев. Западные «христиане» по старой своей традиции осквернили храм и «обругали иконы божии», сняв серебряные оклады и другие драгоценные украшения. Обитель, однако, не подверглась полному разграблению, как, например, соседний Никитский монастырь и некоторые села. Народное предание сохранило память о битве русских и «литвы» у той самой монастырской деревни Фетиньино. Сразу после литовского разорения царь Михаил Федорович дал монастырю сберегательную грамоту (1614 г.), в которой указал «монастырь Ворбозомский ведать и во всем от сторон оберегать Кириллова монастыря властям». «Оберегание» выражалось в назначении настоятелей (чаще всего в сане строителя), суде между иноками пустыни, защите интересов пустыни от посяганий третьих лиц. В 1764 г. Зосимова пустынь оказалась за штатом и как таковая в том же году была упразднена и превращена в приходскую церковь. Земельные угодия и крестьяне, принадлежащие монастырю, отошли в казну, кроме небольшой части угодий, назначенных на содержание причта; братию перевели в Кирилло-Белозерский монастырь. Приходская Благовещенская церковь окончательно была устроена в 1809 году, она имела пять престолов. Главный придел в холодном храме был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы; на правой стороне – Иоанну Богослову, на левой – преподобному Зосиме Ворбозомскому, где находилась и гробница преподобного над его мощами, «под спудом почивающими». В теплом храме, отделенного от летнего стеной, были устроены два малых придела: на правой стороне – Рождества Христова, на левой – святителя Николая Чудотворца. Одной из достопримечательностей храма была часть огромной кости какого-то животного «в обхват человека». По преданию ее принес сюда сам преподобный Зосима, желая утруждать себя подвигами, эту тяжесть повсюду носил с собой. («Весьма необычные вериги»!», – замечает Константин Козлов). В 40-х годах 19 века Благовещенская церковь, приписанная к ближайшей Воздвиженской, стала приходить в упадок. Грустное впечатление производили бедность и запустение храма. Богослужение в нем совершалось редко. Лишь почитатели угодника Божиего, с верой в его молитвенное предстательство за упокой родных или о здравии болящих, служили у святых мощей преподобного Зосимы обедни, молебны и панихиды. Опустевший храм начал восстанавливаться чудесным образом. Из дальних сел, деревень стали поступать церковные вещи: сосуды, Евангелия и прочее, что необходимо для богослужений. Благодетели нередко объясняли, что подвигнуты были на жертву самим преподобным и его благодатной помощью в различных случаях. Завести постоянное богослужение при гробе преподобного Зосимы Ворбозомского и привести в порядок обитель было давним желанием Горицкого монастыря. В 1890 г. его настоятельница, игумения Нила, движимая благоговением к преподобному Зосиме, обратилась к высшей церковной власти с просьбой о присоединении пустыни к Воскресенскому Горицкому монастырю, что и было сделано указом Новгородской Духовной Консистории от 9 октября того же года. Игумения Нила хотела в обители преподобного устроить скит для схимниц, так как уединенная, пустынная местность особенно располагала к подвижничеству. Для этой цели был выстроен двухэтажный келейный корпус для сестер. Но по состоянию здоровья игумения не смогла привести свои замыслы в исполнение. Окончательным благоустройством Ворбозомской пустыни занималась ее преемница, игумения Арсения Корчагина. При ските было небольшое хозяйство, скот. Церковные службы совершал священник из Фетиньиной пустыни, также ставшей скитом Горицкого монастыря. Прихожан в летнее время доставляли на службы в лодках, которые называли завознями. В одну лодку вмещалось до 20 человек. Местная жительница А.В. Матвеева, 1914 года рождения, вспоминала, что на острове Красном устраивалась ярмарка. Собирались туда жители всей округи. Бывала на ярмарке и Анастасия Владимировна, для нее, девчонки- подростка, это событие было долгожданным: родители выдавали 20 копеек на покупку конфет. В первой половине 20 века все деревянные и хозяйственные постройки, равно как и монастырское кладбище, были уничтожены без следа. Остался только одинокий, недоразрушенный забытый людьми храм... «Опять мы видим, как святые мощи угодников Божиих, входящих в сонм Белозерских святых – святых, коих мы почитаем и прославляем, пребывают в мерзости заброса и забвения!» – с горечью восклицает Константин Козлов. Александра Анатольевна Гришина, жительница деревни Воздвиженье, рассказывала, что, когда разрушали церковь, иконы бросали в озеро. Женщины, ставшие невольными свидетельницами этого варварства, вылавливали их из воды и прятали по кустам, а потом разнесли иконы по домам. Возможно, именно таким образом была спасена икона преподобного Зосимы Ворбозомского, находившаяся над его мощами. Неведомо какими путями она оказалась вдалеке от этих мест и в настоящее время находится в Москве, в храме апостола Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище. «Будучи в Москве, не поленитесь, сходите в этот храм, – обращается к нам Константин Козлов, – поклонитесь иконе, так долго пребывавшей над святыми мощами, попросите преподобного Зосиму простить нас и не оставлять нас своими молитвами перед престолом Всевышнего...»

 


Сестры Горицкого женского монастыря приглашают посетить Зосимо-Ворбозомскую пустынь.

Зосимо-Ворбозомский скит, принадлежащий Горицкому женскому монастырю и находящийся от него на расстоянии примерно в 13 км, начинает оживать в присутствии паломников и трудников, приезжающих летом в это святое место.