Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Духовная библиотека
 

Духовная библиотека

Преподобный Максим Исповедник. Главы о любви.

2. Любовь порождается бесстрастием, бесстрастие - упованием на Бога, упование - терпением и великодушием, они - всеобъемлющим воздержанием, воздержание - страхом Божиим, а этот страх - верой в Господа. 
3. Верующий Господу боится [вечного] наказания; боящийся наказания воздерживается от страстей; воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби; терпеливо переносящий скорби возымеет упование на Бога; упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия, а отрешенный от этого ум возымеет любовь к Богу.
4. Любящий Бога предпочитает ведение Бога всему сотворенному Им и непрестанно в любовном томлении устремляется к этому ведению. 
5. Если все сущие произошли через Бога и ради Бога и если Бог лучше сотворенного Им, то покидающий несравнимо лучшего Бога и обращающий свое внимание на [вещи] худшие показывает, что он предпочитает Богу сотворенное Им.



Преподобный  Максим Исповедник

                                                                                

1. Любовь есть благое  расположение души, в соответствии с которым она ничего из сущего не предпочитает ведению Бога. Но навык такой любви невозможно приобрести тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному.
                                           («Главы о любви»)


   









                                         Монах Симеон Афонский

                                                          Притчи    


Трое друзей и их опыт:
    Трое друзей собрались поделиться друг с другом опытом жизни. Первый из них сказал: «Хотите, покажу вам, как не нужно мешать чай ложечкой?» - «Хотим! Покажи!» - «А вот так нельзя!» - Сказал он и так начал крутить ложечкой в стакане, что расплескал весь чай.
   – «А я покажу вам, как не нужно есть!» - Объявил второй из друзей. – И он так накинулся на еду, что тут же перепачкал всех сидящих рядом.
   – «Тогда я покажу вам, как не нужно пить!» - Решил поделиться своим опытом третий. Он так напился и стал буянить, что все разбежались, оставив его одного.
   Лучше услышать одно слово о Спасении, чем много слов о погибели:
                       Дурными поступками к добру людей не приведешь;
                      А добрым примером – спасешь.
 
О родителях: 
   Отец, придя домой с работы, может съесть обед, стоящий на столе, не спросив: а не голодны ли дети?
     Но мать так не сделает никогда...
     Для борьбы со злом имей мужское сердце, для стяжания любви – материнское:
                                            Отец – разъяснит и рассудит,
                                            А мать – пожалеет и приголубит. 

Об источнике и клевете: 
   В лесу был святой источник с очень чистой и вкусной водой. Все жители окрестный деревень ходили туда, приносили воду домой и хранили ее, потому что вода из этого источника не портилась. Однажды, в одной из этих деревень, строительная артель пробила скважину и за плату стала проводить воду по домам жителей.
   Но эта вода была жесткой и годилась лишь на полив и люди отказывались пользоваться ею. Тогда строители распространили слух, что вода в источнике отравлена, пить ее нельзя, а вода из их скважины – проверена и соответствует всем нормам.
   Очень много людей поверило в это и они перестали ходить к источнику. И только те смельчаки, которые отваживались пить из святого родника, знали, что это клевета.
   А вода в нем осталась чистой, вкусной и сладкой.
     Клевета не может повредить Истине, но сердца повреждает:
                                         Любовь и Правда с Богом живут,
                                         А клевета и беда - за людьми бегут. 

О Старце и его привычках: 
   Один человек спас других людей от беды, жертвуя собственной жизнью. Он остался жив, Бог даровал ему благодать, и он стал Старцем. Но у него остались некоторые нехорошие привычки – он в разговоре допускал грубые выражения.
Ученики стали подражать этим привычкам Старца, считая их проявлением его святости. Но кроме навыка к употреблению грубых выражений, они ничего не приобрели от своего подражания.
   Сказал старый монах: «Если найдешь Старца, перенимай в нем божественное, а не человеческое». 

Старец и монеты: 
   Некий Старец проходил с учениками через одно селение. Жители, узнав об этом, вышли из домов и в великой радости стали осыпать их монетами. Со Старца монеты падали, не удерживаясь на нем, а к ученикам – прилипали, на удивление всех жителей деревни.
Выйдя за селение, ученики спросили Старца, почему с него монеты осыпались, а в их одеждах застряли. – «Вы еще любите мир, дети мои». – Ответил Старец.
   Сказал старый  монах «Если не отсечешь страсть сребролюбия, скрыть ее не удастся». 

Об иконе и заключенном:
    В давние времена одному христианину, ошибочно заключенному в тюрьму и приговоренному к смертной казни, друзья передали небольшую икону, на которой был изображен Апостол Петр с ключами. Узник обрадовался подарку и начал молится перед этой иконой. Одно ему не было ясно – друзья пообещали выручить его и спасти от смерти как можно скорее. Что хотели они сказать, передав именно эту икону, а не другую?
Молясь перед ней, он заметил, что в изображении ключей есть неприметная щель. Он долго размышлял, пытаясь понять, что это значит, пока не догадался: в иконе скрыт маленький тайник! Он сумел открыть тайник, в котором оказался план побега.
Так он благополучно избежал смерти, унося с собой икону Апостола Петра с ключами, перед которой он молился до конца жизни.
     Тот, кто научился видеть помощь Божию в повседневных делах, узнает ее и во всей жизни:
                                  Увидишь помощь Божию в мелочах,
                                   Найдешь ее и больших делах. 

Об умниках: 
    Когда-то в некотором государстве самые умные не считали себя самыми умными. Люди называли их мудрыми и жили спокойно и счастливо. Но те времена прошли...
Глупые взяли верх, назвали себя самыми умными и начали исправлять жизнь по своим глупым понятиям. Они сами себя называли учеными и убедили людей считать их самыми мудрыми. С тех пор все в государстве пошло вкривь и вкось.
А как было раньше – люди позабыли.
      Чем больше у людей знаний, тем меньше у них доброты:
                                      В суетном учении ум теряется,
                                      А в добром поучении – приобретается. 

О дураке: 
    Один парень был дурак дураком. Что делать? Так и жил. Но он очень хотел казаться умным и сильно обижался, когда его обзывали дураком. Тогда его еще больше дразнили: «Дурак! Дурак!» Устал парень от такой жизни.
Как-то однажды подумал: «Ну, что ж делать все-таки? Дурак – и дурак! Ладно, буду дураком жить!» И когда говорили ему: «Эй, дурак!», он отвечал: «Ну да, дурак! А что тут такого?»
Люди очень удивились и стали говорить между собой: «А наш дурак-то – совсем не дурак! Соображает! Да он, оказывается, умный парень!» - Согласились все. С тех пор этого дурака никогда уже не дразнили дураком, хотя он сам никогда не старался казаться умным...
     Умный человек никогда не стремится казаться умным, ибо он умен и без этого, так и духовный человек...
                                     Смирится человек – сразу поумнеет,
                                     А без смирения и с большим умом – одуреет. 

О царстве и его порядках:
    Жило одно царство...
И жить в нем было не очень хорошо, даже, можно сказать, плохо. Услышали жители этого царства, что дела в нем можно поправить, если жизнь свою улучшить.
Начали улучшать. Улучшали-улучшали, устали улучшать – а лучше не стало. Стали виноватых искать. Начали с царя – казнили его. Казнить-то казнили, а жить стало еще хуже. Решили – подданные виноваты.
Начали подданных казнить. Много народу казнили, а жить стало попросту страшно. – «Нет, не то! Видать соседнее царство виновато!» Воевали-воевали, устали воевать. Захотели поглядеть – что же вышло?
Поглядели – и руками развели: было плохо, а стало – хуже некуда!
     Добрые дела – по-доброму делаются; а если не по-доброму – добра не жди:
                                              Чем зло злом исправлять,
                                              Лучше добру добром помогать. 

О большой рыбе и маленькой:
    Резвясь в море, маленькая рыбка сказала большой рыбе: «Как хорошо в море, как свободно, как просторно! Когда я вырасту такой же большой как ты, сколько интересного я еще смогу увидеть!»
- «Это так, дитя! Возможно, ты увидишь еще много интересного в море, - печально ответила большая рыба. – Если только тебе удастся выскочить из этой огромной сети, которая нас окружила и уже вытягивает из моря!»
     Большие надежды на этот мир приносят лишь большие разочарования:
                                            Чем глубже в мир нырнешь,
                                            Тем больше горя хлебнешь.

  О кладе и пруде:
    На дне тихого чистого пруда лежал клад. Когда погода была безветренная, он был ясно виден на дне. Много людей бродило по берегам этого пруда, пытаясь придумать, как его достать. Люди старались поднять груз со дна – кто багром, кто веслом, кто доской. Но клад не давался им в руки.
Любители сокровищ, видя, что из-за волнения воды клад теряется из виду, вступали в спор, предлагая каждый свое мнение, и ожесточенно боролись за место на берегу, отталкивая друг друга.
Так, одни люди мешали другим, и конца их работе не было видно. А бросится в воду никто не решался...
     Решимость  нужна не на споры и борьбу с людьми – прибереги ее для Спасения души:
                               К Богу приводят не споры и обсуждения,
                               А решимость и отречение. 

Разбойник и ботинки:
   Увидел разбойник: человек идет по дороге, а ботинки на нем хорошие. Вышел навстречу, говорит человеку: «Друг, дай ботинки примерить!» Тот оробел, отвечает: «Ладно, примерь!» Примерил разбойник ботинки, походил в них перед друзьями-разбойниками, а те головами качают, мол, хорошие ботинки, чего зря говорить!
Подходит разбойник к человеку и говорит: «Друг, ты – добрый человек?» Тот отвечает: «Добрый». – «Тогда отдай мне ботинки по-доброму!» Тот и отдал ботинки. А когда снимал их, думал: «Ладно, пусть это будет еще одним моим добрым делом! Ведь по-доброму отдал, а могло быть и похуже...»
     Доброе дело, сделанное по принуждению, перестает быть добрым и не приносит никакой благодати:
                               От доброго дела – в душе благодать,
                                 От злого – душу легко потерять. 

Светлячок и бабочка:
    Светлячок, летая ночью по лесу, увидел красивую бабочку, которая порхала среди деревьев. – «Лучше летать днем, когда светло!» - Заметил светлячок бабочке. – «Так я же ночная бабочка! – Услышал он. – А днем я ничего не вижу. Ведь ты тоже не светишь днем!»
- «Да, это так! – Вздохнул светлячок. – Потому что днем мой свет никому не нужен!»
     То, что необходимо во тьме, не имеет никакой пользы при свете:
                                              В мирском учении – ум теряешь,
                                              А в духовном – приобретаешь. 
 Прохожий и перекресток: 
   Прохожий попал на перекресток, где справа было написано: «Хорошая жизнь», слева была надпись: «Плохая жизнь», а прямо перед ним был указатель с надписью: «Путь к Богу». – «Ну, к Богу-то я еще всегда успею – сказал прохожий, - а вот пожить хорошо – это как раз для меня!»
Пошел вправо, начал жить честно, по совести, но стало ему скучновато. «Дай, - думает, - попробую, что такое «плохая жизнь»?» Повернул налево, а там разгул: днем и ночью пьянки да танцы – дым столбом! Скоро и эта жизнь стала ему невмоготу. До того измучился, что выскочил оттуда, как ошпаренный!
Снова попробовал жить хорошо, но опять соскучился. Перешел влево повеселиться, но потерял здоровье и умер.
     Есть только один путь жизни – путь к Богу, все остальные пути одинаковы, ибо они забирают твою жизнь
                                            Бог ждет на узком пути,
                                            А на широких путях Его не найти 
О предпринимателе:
Некий предприниматель разорился, впал в долги и начал сильно горевать. Друзья куда-то подевались и он остался со своей бедой один на один, предаваясь глубокому унынию. Помочь ему было некому. 
Наконец, бывшим его друзьям стало стыдно скрываться от неудачливого друга и они захотели помочь ему. В складчину они купили лекарств от головной боли и передали их бедствующему другу со словами: «Мы услышали о твоей беде, от которой у тебя сильно болит голова. Надеемся, что от нашей помощи твоя болезнь быстро пройдет!»
     Люди помогают  как можно меньше; а Бог помогает –  как можно больше:
                                           Лучшая помощь – от Бога,
                                           А от людей –  одна тревога. 
О правде: 
Погнался как-то волк за зайцем по первой пороше. Кинулся заяц туда-сюда, начал петлять, а волк видит следы и настигает зайца. Увидел тут зайчишка избушку отшельника, юркнул в приоткрытую дверь и притаился под лавкой. А старичок тут же сидит на лавочке и улыбается. Просунул волк свою морду в дверь и рычит: «Эй, старик! Отдавай зайца!» - «Нет, зайца здесь нет». – Отвечает спокойно старичок. – «Как нет? – Зарычал волк. – Следы, значит, есть, а зайца нет?» - «Да, так и есть» - Усмехнулся старичок. – Следы есть, а зайца для тебя нет! Уходи лучше подобру-по-здорову, а то тут рядом охотники бродят и до тебя, волк, доберутся!» 
Пришлось волку убраться ни с чем.
     Правда Любви Небесной всегда выше правды земной, ибо правда земная не имеет в себе Любви:
                                         У людей правда – земная,
                                          А на Небе – небесная. 

Грузовой корабль и акула: 
  Грузовой корабль затонул в океане далеко от берега, но капитан и часть команды смогли спастись. Капитан приказал плыть вплавь всем вместе, пока есть силы. Вскоре возле них начала кружить акула, которая попросила плывущих отдать ей капитана.
Команда, посовещавшись, согласилась с этой просьбой, но с условием, чтобы акула больше не нападала на них. –«Она удовлетворится капитаном и оставит нас в покое! –Решили они и объявили акуле: «Бери капитана, только больше никого не трогай!» Акула проглотила капитана и сказала: «Теперь плывите дальше и я не буду нападать на вас... пока не проголодаюсь!»
     Не заключай со злом никаких соглашений, если хочешь остаться в живых: 
                                       Со злом нельзя церемониться –
                                       Съест, не успеешь опомниться. 
Заяц и лиса: 
   Зайца преследовала голодная лиса. Убегая от нее, заяц наткнулся на волка и попросил у него помощи. Волк отогнал лису, но так как сам был голоден, то вознамерился съесть зайца. Неожиданно заяц заметил охотника и бросился к нему за помощью. Охотник тут же застрелил волка, но потребовал у зайца услугу – заячью шкуру.
Пока охотник был занят волком, заяц успел передохнуть и дал такого стрекача, что охотник даже не успел в него выстрелить! – «А где же твоя благодарность?» - В гневе закричал охотник вдогонку. – «Отблагодарю как-нибудь попозже!» - Отвечал заяц, не оборачиваясь.
     Мир помогает нам жить, но помогает нам ценой нашей собственной жизни: 
                                           Мир помогает,
                                           Но шкуру снимает.



СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

«Вера освобождает верующего от греха, смерти, проклятия ада, диавола и делает его духовно свободным. Духовно, говорю, поскольку телесно он может быть порабощен, может быть рабом человека, может быть в пленении, в узах, темнице, связан и закован, как и бывает со многими верными, какими были святые мученики и прочие, страдающие за правду и ныне находящиеся под игом нечестивых, и благочестивые рабы, служащие своим господам. Но все они духовно свободны. Ибо духа никто не может поработить, пленить, связать, заключить, умертвить. Где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17), эта свобода обещана Христом: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36)»

СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Милосердому и долготерпимому творцу богу нашему угодны от людей следующие дела

  1. Чистота. Святым Духом живет всякая душа и чистотою возвышается и светится, ибо всякий чистый пребывает во Христе и Христос в нем. (Феофилакт в толковании на Луку, лист 7). Пред Богом только чистые священствуют, от нечистых же отвращает Бог лице свое.
  2. Любить и творить правду во всем. Боговдохновенный пророк говорит: «Любяй неправду ненавидит душу свою» (Псал. Х, 5), а неправда – всякий грех, особенно же смертный.
  3. Пост. есть не только поздно, но и мало, не пресыщаться, не употреблять сластей и есть однажды в день. если удержишь чрево, то вселишься в рай. Как птице невозможно летать без крыльев, так и человеку невозможно спастись без поста и молитвы. Итак, воздерживайся от обильной пищи, от бесполезного многословия, от всякой неправды и от хмельного питья.
  4. Молитва к Богу прилежная, неленостная и без суетных мыслей.
  5. Милость, милостыня, доброхотное подаяние. если ты и беден, то хоть немного подай и не будь скупым.
  6. Любовь. Любить нужно не только братию, но и врагов, любить и ненавидящих, и досаждающих, и никогда не делать им зла.
  7. Благодарно терпеть досады, поругания, обиды и поношения.
  8. Любить смирение и отнюдь не гордиться.
  9. Хранить молчание, не говорить ни с кем о безполезном; в церкви же нужно особенно стоять кротко и ничего не говорить ни с кем, за исключением самого необходимого.
  10. Не быть ленивым к делу Божию, но с бодростью и охотою подвизаться в нем.
  11. Не быть яростным, дерзким, гневливым, не помнить зла и не воздавать злом за зло.
  12. Не завидовать никому и ни в чем, не клеветать ни на кого, не лгать ни в чем, не осуждать никого за грехи, хотя бы и своими очами видел их.
  13. Отнюдь никогда не смеяться.
  14. Непрестанно иметь в уме молитву Иисусову и размышлять о смертном часе; жить осторожно во всякий день и час, хранить заповеди Божии и всегда быть готовым стать, как на страшном суде, и дать ответь Богу о всяких своих грехах, ибо говорит Господь: в чем тебя застану, в том и буду судить тебя,- хорошо, если в добрых делах и покаянии; не покаявшихся же и не плакавших здесь о грехах своих ожидает вселютейшая и неимущая конца мука.
  15. Необходимо всегда творить пред Богом и отцом духовным истинное покаяние во грехах со всяким усердием, сожалением и умилением, никогда потом не грешить и грехи свои омывать слезами.

Все дела сии угодны всемилосердному Богу, Творцу нашему.

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

Авва Григорий говорил: от всякого человека, получившего крещение, Бог требует следующих трех добродетелей: правой веры от души, истины от языка и целомудрия тела.