История монастыря - Воскресенский Горицкий монастырь

Воскресенский Горицкий монастырь 3.jpg

       В пяти столетиях служа почтенно Богу,

       Святая женская  обитель у горы,

       Чрез боль потерь, и горесть, и тревогу,

       Смиренно облеклась в святы дары…

     

   


     Почти пять веков служит Богу и людям монашеская обитель на Шексне, освещающая незримым духовным светом окрестную землю. Кажется, что здесь, под Покровом Божией Матери, в уделах преподобных Кирилла Белозерского и Ферапонта Можайского, мог возникнуть только монастырь «невест Христовых» – настолько это место, «в горах», созвучно женской душе с ее радостными взлетами и горькими печалями, со стремлениями к чистоте и целомудрию – к горнему миру. Сколько знатных насельниц знал монастырь Воскресения Господня, а еще больше – незнатных, безвестных, смиренно и кротко несших свой крест. История монастыря, как и женская судьба, полна страниц трагических и обыденных и неотделимо вплетена в историю России и нашей Церкви. 

      Начало монастырю положила княгиня Евфросиния Старицкая, вдова князя Андрея Ивановича - родного дяди Ивана IV Грозного. Она, как могла, пыталась выстоять в то сложное время, когда жизнь знатных женщин всецело зависела от воли государя. И по ее замыслу обитель в древних Белозерских землях должна была стать для многих «тихим пристанищем от мирской суеты и превратностей».  На левом берегу Шексны у подножия горы Мауры издревле стояли деревянные церкви Воскресения Христова и Введения Богородицы во храм. В 1544 году княгиня выстроила вместо деревянной каменную Воскресенскую церковь с приделом в честь преподобного Кирилла Белозерского, а рядом - теплую церковь с трапезной в честь образа Божией Матери «Одигитрия». Этот год и вошел в историю как год основания Воскресенского Горицкого девичьего монастыря. Из первых лет его существования сохранились только имена игумений – Анисия, Анастасия, София, Мариамна, Анна. В 1563 году и сама Евфросиния Старицкая была пострижена в монахини с именем Евдокия (насильно или по собственной просьбе, но, безусловно, по воле царя) и вскоре стала насельницей основанной ею обители. Вместе с ней иноческий постриг с наречением имени Александра приняла и ее племянница Иулиания, вдова царского брата Юрия. Знатные монахини пользовались глубоким уважением сестер монастыря и проводили жизнь в правилах строгой христианской нравственности, в смирении и послушании. Монастырь начал расти и развиваться, и к 1569 году здесь было уже около 70 монахинь. 

      В XVI-XVIII веках монастырь не раз становился прибежищем и для многих других женщин. Стены и храмы обители помнят и слезы отчаяния, и слезы теплой молитвы. Жены Иоанна IV  – Анна Колтовская и Мария Нагая; Ксения Годунова – дочь царя Бориса, сосланная Лжедмитрием I; Касимовская царица Фатьма Салтансейтовна; Варвара Арсеньева – родственница опального семейства Меншиковых; княгиня Екатерина Долгорукова – невеста императора Петра II – все они, попав в обитель не по своей воле, имели здесь единственное упование – на волю Божию. Новые испытания начались в Смутное время. 5 декабря 1612 года польско- литовские захватчики разорили обитель, поругали храмы Божии, а многих насельниц, не успевших скрыться, замучили. От литовского разорения храмы монастыря возрождались с большим трудом. Царское жалование, сборы от перевоза через реку Шексну, от аренды монастырских земель и другие немногочисленные поступления не могли покрыть расходов на содержание и ремонт церквей и других монастырских построек, и они постепенно ветшали. Тогда знатные старицы, жившие в монастыре, вложили свои средства. И уже в 1625 году была выстроена новая Введенская церковь (за оградой монастыря), а в 1665 году отремонтированы старые храмы. Сами  сестры нередко голодали, но с молитвой и трудом, со слезами и потом смогли пережить и это тяжелое время. Однако, после большого пожара, случившегося в 1693 году, монастырь снова пришел в упадок и более 100 лет пребывал в забвении. Постепенно оскудевала и духовная жизнь инокинь. Померкла слава Гориц – духовного светоча Белозерского края. Еще более ухудшили положение обители, проведенные после указа Екатерины II в 1764 году, секуляризация монастырских земель и введение штатов. Лежащие вокруг монастыря земли были отобраны в казну или отрезаны в пользу слобожан под пашню и сенокосы. 

      В 1811 году игуменией  Воскресенского Горицкого женского монастыря была назначена монахиня Маврикия, в миру – Мария Матвеевна Ходнева, дочь белозерского помещика. Промыслом Божиим определенная в эту обитель, матушка Маврикия положила начало ее экономическому и духовному возрождению. Преодолев сопротивление многих монахинь, привыкших жить «по своему вкусу и обычаю», Маврикия в согласии со своим наставником – архимандритом Кирилло-Новоезерского монастыря Феофаном (Соколовым) добилась преобразования монастыря из особножительного в общежительный. Была устроена общая трапеза, открыты новые мастерские и небольшой кирпичный завод, что обеспечило обители твердый доход. На взятой в аренду земле сестры сажали овощи, разводили коров и коз. В рукодельных мастерских шили белье, монашескую одежду, церковное облачение, изготавливали обувь. Сама игумения показывала всем пример в труде и молитве.  За 45 лет, что управляла обителью игумения Маврикия, изменился и сам облик монастыря. В 1821 году был возведен трехпрестольный собор, посвященный Святой Троице. В 1832-м в монастыре появилась двухэтажная Покровская церковь, построенная на средства княжны Параскевы Хованской. Старые деревянные стены вокруг монастыря были заменены  каменными, построены длинные корпуса келий для сестер, трапезная палата, мастерская, хлебня, поварня с водопроводом, «странноприимница», больница и другие здания. Паломники отмечали особую атмосферу доброжелательности, царившую в монастыре, любовь и уважение, которые проявляли сестры к своей благочестивой начальнице. Монастырь начал расти, и к 1855 году здесь проживало уже 299 человек, из них 55 монахинь, причем все чаще стали поступать богатые женщины, вкладывавшие в казну монастыря свое состояние. Это вологодская дворянка Клементьева с тремя дочерьми, жена генерала Готовцева, княжна Хованская и другие. Подробнее следует сказать о семействе Клементьевых, оставивших яркий след в истории Гориц. Так, на средства Александры Алексеевны Клементьевой (в иночестве Агнии) были выстроены ограда, два корпуса и частично Троицкий собор. Старшая дочь Серафима (в иночестве Аркадия) стала «великой праведницей»,  младшая – Раиса (в иночестве Асенефа) – блаженной, получившей от Бога дар прозорливости. Воскрсенская обитель приобрела широкую известность по всей России. Труды матушки Маврикии были отмечены священноначалием и даже императорским семейством. Скончалась настоятельница в 1861 году, незадолго до смерти приняв великую схиму с именем Мария. Ее дело продолжили средняя дочь  Клементьевой – Аполлинария (в иночестве Арсения), а также игумении Филарета, Нила, Арсения (Корчагина). Под их руководством во второй половине XIX века монастырь продолжал развиваться: укреплялось хозяйство, производились необходимые строительные и ремонтные работы. Благочинный обители архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков в рапорте митрополиту отмечал, что «Воскресенский Горицкий женский монастырь нашел в благоустройстве, как в отношении церковно-богослужебном и нравственном, так и в хозяйственном…» 

      К началу ХХ века  монастырь превратился в одну из крупнейших и богатейших обителей Севера России. Благоденствие монастыря продолжалось до Октябрьской революции. В 1916 году в монастыре было 603 насельницы, включая 1 игумению и 95 монахинь, учитывая то, что к монастырю было приписано 3 скита: Зосимо-Ворбозомский, Фетининский и Никулинский. 

      А после 1917 года открылась новая, трагическая страница его истории, показавшая мужество, стойкость и духовную силу «невест Христовых» - от простых монахинь до настоятельницы. Сначала здесь была образована сельскохозяйственная артель «Колос», и несколько лет монахини жили привычной жизнью - в труде и молитве. Однако, монастырь  продолжал оказывать большое влияние на местное население, и это не давало покоя новой власти. В 1932 году его закрыли, а насельницы разошлись  по окрестным деревням. Начиная с 1921 года, игумению Зосиму (Рыбакову) арестовывали несколько раз. Матушка знала о своей мученической кончине, предсказанной ей в детстве блаженной странницей, и мужественно готовилась ее принять. Когда пришли ее арестовывать, радостно отворила дверь. Лампады в ее келье были зажжены, она была готова – пошла на смерть, как на Пасху. По рассказам, Матушку Зосиму расстреляли в Кириллово-Новоезерском монастыре в день праздника Покрова Божией Матери 14 октября 1937 года. Более 100 человек – инокинь, мирян и священников Кирилловского и Белозерского районов - арестовали по, так называемому «делу о контрреволюционной организации церковников», и отправили в Ленинград. Почти всем им были вынесены смертные приговоры. Стариц  монастыря расстреляли в октябре 1937 года в Левашовской пустоши, ставшей печально знаменитым местом массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. Сейчас в память о них на Левашовском мемориале воздвигнут 6-метровый Поклонный крест. Но и в годы гонений не прекращалось женское старчество сестер Воскресенской обители. Те немногие матушки, которые выжили в это тяжелое время, укрепляли в людях веру, поддерживали слабых, утешали плачущих, исцеляли телесно и духовно. Некоторые старицы несли нелегкий подвиг юродства. Последней из них была мать Калерия (Калинина).

      После Великой Отечественной войны в стенах монастыря до 1973 года располагался Дом инвалидов. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею и ветшали. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры, во Введенской церкви - тракторная мастерская, в Покровском храме - контора совхоза.

       Начиная с 1990 года, в селе  Горицы началось возрождение приходской жизни вокруг Введенского храма у стен монастыря. Игумения Евфалия (Лебедева) назначена управлять монастырем. 6 октября 1999 года был открыт Воскресенский Горицкий женский монастырь В 2000 году Введенская церковь была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью становится частично отреставрированный Покровский больничный храм.  С 2016 года начинает действовать по праздникам обновленный Троицкий собор, в котором с 2018 года уже регулярно проводятся богослужения в летнее теплое время. 

      В настоящее время обителью управляет игумения Тавифа (Федорова), продолжая благоукрашать монастырь, устанавливая в нем молитвенно-духовную атмосферу, восстанавливая монашеские уставы.

Историю для сайта подготовила член Союза писателей России ЕЛЕНА БУЛАТОВА. В НАПИСАНИИ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ:

1 Летопись Горицкого монастыря (Публикация Г.О.Ивановой)// Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994.  

2  Иоанн (Калинин). Воскресенский Горицкий девичий монастырь (Новгородской епархии) и его подвижницы. Кириллов, 1914.